главное меню

основные разделы

каталог

Что влияет на скорость и ускорение мотоцикла? От каких факторов зависит эффективное торможение?

Что влияет на скорость и ускорение мотоцикла? От каких факторов зависит эффективное торможение? Когда оживляется весенне-летний туризм, часто можно наблюдать, как толпы мотолюбителей собираются вокруг каждого более или менее интересного, быстрого и сравнительно большого мотоцикла. А теперь зададимся вопросом: “Насколько необходимо, чтобы изготовители выпускали машины все большей мощности, ведь скоростные ограничения все равно не позволяют использовать ее?” Или все-таки необходимо? Раньше заводы вообще в паспортах мотоциклов не указывали, какие ускорения можно на них развивать, а сегодня они уже гордятся ими.

    Мощность мотоцикла важна не только со спортивной точки зрения, в значительной степени она является и фактором безопасности. На быстром, разгоняющемся за короткое время транспортном средстве можно двигаться с большей безопасностью, чем на медлительном.

    Более мощный двигатель обладает резервом для того, чтобы в случае необходимости с помощью увеличения скорости уйти от напряженной ситуации, ведь торможение не всегда является самым правильным решением. Прежде чем познакомиться с мотоциклом, полезно (хотя это и может показаться скучноватым) вкратце изучить те физические понятия, которые характеризуют его свойства.

    Хорошее конструирование мотоциклов проявляется в том, что мощность, передаточные числа, грузоподъемность и размеры данного мотоцикла образуют неразрывное целое. Плох мотоцикл, мощность которого нельзя использовать, препятствует ли этому неправильная конструкция трансмиссии или плохо выбранный размер колес. Может быть и обратная ситуация, и тогда двигатель будет перегружен.

    Важной характеристикой современного мотоцикла является не только максимальная скорость, но и ускорение. Ускорение — это увеличение скорости за единицу времени. Измеряется ускорение в метрах, деленных на секунду в квадрате (м/с2). Если ускорение отрицательное (так бывает в случае торможения), в обиходе оно называется замедлением. Очевидно, что в транспортном потоке безопаснее мотоцикл, который лучше разгоняется (наряду со множеством других факторов).

    Отрицательное ускорение, то есть замедление - важная характеристика мотоцикла, так как оно характеризует эффективность тормозов. Замедление, однако, лишь одна из важных составляющих торможения. Независимо от степени загруженности транспортного средства тормозные системы должны удовлетворять определенным требованиям.

    Так, при торможении с разной начальной скоростью до полной остановки значения тормозного пути и замедления должны быть следующими. О замедлении можно сделать выводы и на основании тормозного следа. Более того, в полицейской практике с помощью тормозного следа и некоторых других данных определяют скорость перед столкновением. Хотелось бы, чтобы при торможении сила инерции продолжала нести мотоцикл в первоначальном прямолинейном направлении.

    Тормоза, следовательно, должны поглощать энергию движения транспортного средства (кинетическую энергию). При увеличении скорости в два раза тормозной путь увеличивается в четыре раза. Если, например, масляное пятно уменьшает коэффициент сцепления наполовину, то тормозной путь увеличивается в два раза. В свою очередь, сила инерции толкает мотоцикл вперед, а действующая на колеса тормозная сила — назад. При этом возникает вращающий момент, который заставляет мотоцикл качнуться вперед. Нагрузка на заднюю ось уменьшается, а на переднюю возрастает. Если центр массы расположен очень высоко, а расстояние между осями невелико, то мотоцикл может сделать кувырок вперед.

    Сила торможения определяется сцеплением между колесом и опорной поверхностью. С большой силой тормозить нельзя, так как тогда колеса начинают скользить, а не катиться. Прекращается действие силы, удерживающей от бокового смещения, и мотоцикл становится неуправляемым. При интенсивном торможении (когда колеса затормаживаются почти до блокировки) примерно 60% тормозного усилия приходится на переднюю ось и 40% на заднюю.

    Действующую на переднее колесо силу следует увеличивать с помощью ручного тормоза, а на заднее — уменьшать с помощью ножного тормоза, поскольку задняя ось более подвержена блокировке также и из-за относительно малой нагрузки (силы сцепления). Если заднее колесо все же блокируется, это приводит к заносу мотоцикла. Избежать этого можно, если быстро повернуть руль в направлении заноса и одновременно уменьшить тормозную силу.

    Освоение регулирования тормозной силы — одна из сложнейших задач мотоциклиста. Правда, на современных "чудо-мотоциклах", подобно новым легковым автомобилям, эту задачу решает электронная антиблокировочная система. Путь и время от выявления необходимости тормозить до остановки можно разделить на две части.

    Первая часть — выявление необходимости, она занимает приблизительно 1 секунду до начала действия — торможения. Вторая — тормозной путь от начала торможения до остановки и, естественно, время, которое на это требуется. Это очень важно помнить, когда вы хотите следовать за каким-нибудь автомобилем. Ехать за впереди идущим транспортным средством можно только на таком расстоянии, на котором вы сможете остановиться даже в случае внезапного торможения автомобиля. Как правило, мы едем с различными замедлениями. Если впереди движется транспортное средство с высокой эффективностью тормозной системы, то следует сохранять большую дистанцию, если эта эффективность относительно низка - меньшую. Естественно, это трудно выяснить на дороге во время движения, но в процессе приобретения опыта вождения вырабатывается навык соблюдения правильной дистанции.

    Если перед вами движется автомобиль со скоростью меньшей, чем у вас, и вы не можете его обогнать, тогда дистанцию также следует увеличивать. Полезно увеличивать дистанцию и в том случае, если действия водителя впереди идущего автомобиля явно не уверенны, например, он без причины внезапно включает указатели поворотов, часто тормозит или разгоняется без основания и прочие моменты.

    Фактором увеличения дистанции является меньшая эффективность тормозной системы вашего мотоцикла по сравнению с впереди идущим транспортным средством. Не потому ли частые массовые столкновения на автомобильных дорогах? Внезапно возникший стоящий автомобиль водитель сначала воспринимает как движущийся, затем он понимает, что перед ним препятствие, которое уже находится в пределах тормозного пути. Более того, водители недостаточно подготовлены к неожиданному появлению препятствий из-за ощущения мнимой безопасности на магистрали и постоянной высокой скорости движения.

    Таким образом, полезно подвести итог факторам, которые требуют увеличивать дистанцию. Роль в этом плохих дорожных условий и высокой скорости очевидна. Хорошо знать также, какие транспортные средства оснащены относительно мощными тормозными системами и вспомогательными тормозами (автопоезда, грузовые автомобили, автобусы дальнего следования и другие транспортные средства). 


Вся представленная на сайте информация носит информационный характер и не является публичной офертой.

Товар добавлен в корзину!